КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ, КОРРЕКЦИЯ, ЛЕЧЕНИЕ И НАБЛЮДЕНИЕ
ВОПРОСЫ ПО СУЩЕСТВУ
Для чего нужна нейропсихологическая коррекция?
Для того, чтобы скорректировать проблемы в поведении, помочь ребенку гармонично развиваться, прервав путь, ведущий к психологической дезадаптации, предупредить или исправить плохую успеваемость. Нейропсихологическая коррекция эффективна при так называемых неврозоподобных нарушениях: тике, энурезе, гиперактивности и дефиците внимания, когда вышеописанные нарушения обусловлены незрелостью определенных структур головного мозга либо повреждением их во время беременности и родов, черепно-мозговыми травмами. Нейропсихологическая коррекция необходима, когда у ребенка проблемы с формированием школьных навыков, а также при задержке психического и речевого развития, типичном и атипичном аутизме.
Что такое нейропсихология?
Нейропсихология — это наука о мозговой организации психических процессов. Проще говоря, что происходит в головном мозге, когда мы говорим, думаем, чувствуем, действуем, ведем себя так, а не иначе. Нейропсихология помогает понять и подвергнуть анализу глубинные механизмы индивидуальных особенностей ребенка, одарённости или отставания в развитии, особого или искаженного развития, проблем в его поведении.
В каком возрасте применимо коррекционное вмешательство?
Нейропсихологическая коррекция эффективна в возрасте от 3 до 14 лет (хотя бывают исключения, и можно проводить коррекцию и в более позднем возрасте). Хотя головной мозг ребенка к моменту родов имеет в наличии все необходимые анатомические структуры, его функциональное созревание происходит в процессе роста и развития. Мозговая организация психических процессов (речь, эмоции, мышление, поведение и др.) формируется и протекает по определенным законам. В обеспечении здоровой психической деятельности ребенка участвуют не только известные всем кора больших полушарий и подкорковые структуры. Это еще и нейрофизиологические, нейрохимические процессы, а также социальная востребованность, т.е. участие внешнего мира, семьи, близкого окружения. Поэтому коррекционное вмешательство должно происходить в определенные периоды развития.
Что предполагает совместная деятельность с ребенком?
М.И.Лисина* выделяет четыре онтогенетических этапа (уровня) общения, которые ребенок, взаимодействуя с родителями, осваивает в течение семи первых лет своей жизни:
ситуативно-личностный,
ситуативно-деловой,
внеситуативно-познавательный,
внеситуативно-личностный.
В дальнейшем, эта иерархия (в своем более или менее гармоничном виде) сохраняется в качестве индивидуальной характеристики коммуникативных особенностей человека со значимыми ему людьми.
Роль взрослого в обеспечении потребностей ребенка меняется в соответствии с каждым уровнем общения: от доброжелательного внимания, создающего у ребенка эмоциональный комфорт и чувство защищенности, к сотрудничеству, формирующему уверенность в себе; далее, к уважению, служащему основой для самоуважения ребенка, делающему его покладистым (что является профилактикой упрямства и капризов), и, наконец, к сопереживанию и взаимопониманию (на почве которых возникает самокритика, гуманистичность, альтруизм, эмпатия, вытесняющие инфантильный эгоцентризм).
Соответственно, необходимо использовать в процессе общения с ребенком все виды контакта: ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ (улыбка, взгляд, жест, прикосновение, вокализация), ДЕЛОВОЙ (совместная игра, пример для подражания, помощь, экспертиза умений и знаний), ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ (обсуждение окружающего мира, развитие эрудиции), ЛИЧНОСТНЫЙ (товарищеские отношения на основе нравственных норм и воспитания высших потребностей).
Отклонения в развитии ребенка могут обусловить недоразвитие одних уровней общения и фиксацию на других. Так при задержках психического развития ребенок долгое время может оставаться на предпочтительно ситуативно-личностном уровне общения, тогда как у ребенка-аутиста с сохранным интеллектом наиболее «сильными» зачастую являются «средние» (ситуационно-деловой и внеситуационно-познавательный) уровни общения, тогда как первый и четвертый уровни «западают». Поэтому задача взрослого в контакте с таким ребенком вначале «подстроиться» к его актуальной деятельности (автономная игра, собирание пазлов или чтение энциклопедии, рассматривание муравейника), чтобы в последующем, помогая ребенку в удовлетворении его потребностей, попытаться заинтересовать его собственной личностью, либо подвести к познанию мира людей. И то и другое (позитивный регресс и психоэлевация в сфере общения) способствуют социализации аутичного ребенка. В отношении аутиста с интеллектуальной недостаточностью «ре-онтогенез» общения следует начинать с первого уровня. Для этого наиболее уместно прибегать к классической «холдинг-терапии» или её вариантам.
*Лисина Майя Ивановна (1929 - 1983) - выдающийся детский психолог, основатель оригинальной научной школы, автор концепции генеза общения ребенка со взрослым, основательница отечественной теории психологии младенчества.
Применяются ли специфические лекарства и какие?
Центр "ТАКТ" не является лечебным учреждением, поэтому его специалисты не назначают лекарств. Однако, если ваш ребенок получает терапию, назначенную детским психиатром или неврологом, специалисты Центра (дважды в неделю непосредственно взаимодействуя с ним в процессе занятий) способны достаточно четко оценить динамику состояния и высказать свое мнение о целесообразности назначения лекарственной терапии или её коррекции.
Насколько долговременный эффект даёт нейропсихологическая коррекция?
Суть данной технологии такова, что если индивидуально рассчитанный курс терапии довести до конца - сформировав и закрепив нейронные связи головного мозга в соответствии с возрастной нормой, - то при отсутствии текущих заболеваний или дополнительных вредных воздействий её эффект сохраняется на всю жизнь. Этот процесс подобен кропотливому и заботливому взращиванию травяного ковра футбольного поля. Завершив все необходимые этапы, можно рассчитывать на его многолетнюю службу при соблюдении элементарных условий его содержания. Если курс коррекции прерван раньше времени, то его эффект может оказаться нестойким – феномен "недостроенного здания".