КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ, КОРРЕКЦИЯ, ЛЕЧЕНИЕ И НАБЛЮДЕНИЕ
КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ
ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
ДИАГНОСТИКА
Нейропсихологическое обследование позволяет выявить актуальный уровень развития ребенка, исследовать высшие психические функции, т.е. восприятие, внимание, память, мышление, фонематический слух, пространственные представления, основы саморегуляции, а также развитие сенсомоторного уровня (уровень действий и ощущений). Такое обследование дает возможность родителям не только понять особенности развития ребенка, но и увидеть его актуальные и потенциальные возможности.
Пройти нейропсихологическое обследование полезно любому ребенку от 6 до 9 лет, особенно, детям со сложностями:
• в психическом и речевом развитии;
• в усвоении школьной программы (письмо, чтение);
• в поведении (спонтанность, невозможность самоконтроля и прогнозирования ситуаций, гиперактивность или медлительность);
• недостаточностью пространственных представлений (не может запомнить, где "лево", где "право" и т.п.);
• у ребенка имеет место обилие сочетательных движений (синкинезий), например, при удерживании карандаша происходит неосознаваемое перенапряжение множества "лишних" мышц (кусает губы, шевелит языком, плечи подняты, неловкая поза рук, ног и др.)
Само обследование представляет собой беседу специалиста с ребенком в присутствие родителей. В случае выявления у ребенка дефицита нейродинамики, предлагается курс нейропсихологической коррекции.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
Курс рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, незначительно отстающих в психомоторном и речевом развитии, и детей младшего школьного возраста, не успевающих по основным школьным предметам.
Программа нейропсихологической коррекции и абилитации (гармонизации) опирается на лучшие разработки отечественных нейропсихологов (по А.Р.Лурия — Л.С.Цветкова). Она создана в соответствии с универсальными законами нейропсихологии детского возраста и, в частности, принципа замещающего онтогенеза (принцип естественного развития ребенка от внутриутробного периода до настоящего времени) (Семенович А.В., Архипов Б.А.). Включает в себя традиционные и оригинальные нейропсихологические, логопедические и др. методы, телесно-ориентированные, психотерапевтические (арттерапевтические, игровые и др.) технологии.
Цель программы: воздействуя на сенсо-моторный уровень (уровень действий и ощущений) с учетом общих закономерностей онтогенеза (естественного развития), активизировать развитие всех высших психических функций.
В среднем коррекционная программа рассчитана на 9 - 12 месяцев при условии проведения занятий 2 раза в неделю со специалистом и ежедневно дома. Подбирается индивидуальная продолжительность и вид занятий в зависимости от имеющихся у ребенка проблем. Занятия проводятся индивидуально.
ПСИХОТЕРАПИЯ
Всякое взаимодействие специалиста (врача, психолога, логопеда, дефектолога, педагога, социального работника, тренера) с ребенком так или иначе несет в себе психотерапевтическое начало. Психотерапевтическое воздействие реализуется непосредственно во время занятий нейропсихологической коррекцией и логопедией и опосредованно дома, через родителей, которым подается пример и даются советы, как надо взаимодействовать с ребенком, чтобы сделать его взросление радостным.
Собственно психотерапия (индивидуальная, семейная, групповая) осуществляется по показаниям, выявляемым в процессе динамического наблюдения за клиентами Центра.
КОНТРОЛЬНЫЕ И ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Готовность к школе определяется не только психофизиологической, но и социальной зрелостью ребенка. Оптимальный вариант её проверки – естественный эксперимент в форме восьмидневного цикла семейно-групповой психотерапии и психокоррекции ИНТЭКС, разработанного профессором Ю.С.Шевченко. Его целесообразно пройти за полгода до поступления в школу. Это дает возможность самим родителям наглядно убедиться в полном или частичном наличии "школьной зрелости" у их ребенка, или отсутствии таковой. Соответственно облегчается выбор обоснованного, ответственного решения в отношении предстоящих 11 лет жизни, а именно: спокойно ли устраивать ребенка в массовую школу, посвятить ли оставшиеся месяцы на его социализацию, задуматься о начальном обучении в «речевой» или коррекционной школе или твердо решить, что следует отложить начало обучения на год ...
КОНСУЛЬТАЦИИ
Консультации осуществляются специалистами Центра первично перед началом коррекционных занятий и в процессе их проведения, когда оценивается динамика интеллектуального и речевого развития, степень редукции болезненных проявлений, актуальность медикаментозного лечения, а также уточняются сроки оптимального завершения коррекционных мероприятий.